Интермодальные перевозки

Интермодальная система доставки грузов – это доставка грузов при помощи различных видов транспорта по одному перевозочному документу. При этом перегрузка между транспортом осуществляется без привлечения грузовладельца.

Интермодальная система доставки грузов обеспечивает доставку во все концы планеты, при этом используется сквозной тариф по одному транспортному документу.

При таких перевозках задействованы несколько видов транспорта. В данной статье описывается перевозка в контейнерах или в других средствах, таких как поезда, грузовые автомобили или судна, при этом, не перемещая груз при его передаче на другой вид транспорта. Достоинством подобного метода является то, что исключается перемещение содержимого контейнера, то есть повышается безопасность груза путем уменьшения вероятности его повреждения или утери. Также этот метод сокращает время доставки груза.

При погрузо-разгрузочных работах и транспортировке груз упаковывается на паллеты в укрупненных местах.

Паллеты представляют собой плоские конструкции, они созданы для обеспечения устойчивости груза во время перемещения с помощью вилочного погрузчика или другого подъемного приспособления. Преимущественно материалом для изготовления паллет является дерево, но иногда также используется пластик, метал или бумага. Товар ложится на конструкцию и крепится ремнями или пластиковой пленкой.

В интермодальных перевозках используются контейнеры, как основной вид оборудования. Именно они обязательно используются при транспортировке на суднах. Контейнеры бывают различных видов. Самыми популярными являются двадцатифутовые, в метрах – 6,096 м. Также используются стандартные, высокие (High Cube) длиной 40 футов, (12,192 метра). По грузовместимости бывают трех- и пятитонные контейнеры. Созданы также специализированные. К ним относятся двадцати- и сорокафутовые типа Open Top, которые имеют открытый верх и накрываются брезентовым тентом, а также двадцати- и сорокафутовые типа Flatrack.

Контейнеры типа Open Top имеют матерчатый занавес и используются для транспортировки крупногабаритного груза. Жидкий груз перевозят в танктейнерах, которые состоят с каркаса обычного контейнера и цистерны. Груз, который быстро портится, транспортируют в контейнерах-рефах. Для перевозки грузовиками и поездами используются контейнеры, которые имеют сменный корпус. Их не используют на кораблях по причине невозможности складывания друг на друга, так как они являются легкими и непрочными. Такие контейнеры имеют складные ножки, и их удобно перемещать с одного транспортного средства на другое без применения крана.

Факторы, которые обеспечивают высокую степень безопасности груза в контейнерах:

  • При изготовлении преимущественно используется сталь или алюминий, при попытке взлома остаются следы;
  • Так же как трейлер или вагон, контейнер можно запереть замком и опломбировать, тем самым повысить безопасность транспортируемого груза;
  • При попытке снятия высококачественных пломб с контейнера остаются следы нарушения;
  • Есть возможность повышения безопасности груза в контейнере путем установки целых поддонов.

Начиная с 1984 года, все большую популярность в организации перевозок по железной дороге приобретает механизм транспортировки контейнеров в два яруса. Для его реализации были созданы специальные платформы-транспортеры. Их использование повышает безопасность груза за счет защищенности дверец нижних контейнеров от открытия при помощи их укрепления. Транспортеры по сравнению с обычными платформами имеют углубление, которое соответствует размерам контейнеров между осями, то есть посередине машины. Углубления созданы для того, чтобы уменьшить дорожный просвет (клиренс) и поставить контейнеры в два яруса.

В странах Европы высота железнодорожного состава ограничена, и запрещена транспортировка контейнеров в два яруса, поэтому на платформе устанавливается только один. При транспортировке груза кораблем количество контейнеров в высоту достигает 7 штук. Среди автотранспорта при перевозке груза в контейнерах чаще всего используются автомобили, имеющие полуприцепы-платформы.

Для перевоза груза по морю и океану используют специальные корабли, конструкция которых позволяет удерживать контейнеры. Существуют большие судна, которые могут взять на свой борт сотни контейнеров за один раз. Их грузоподъемность измеряетсяв TEU (twenty feet equivalent unit)и FEU (forty feet equivalent unit). В переводе на наш язык это означает «двадцатифутовый стандарт» и «сорокафутовый стандарт» соответственно. Для большего понимания приведу пример. Если корабль имеет грузоподъемность в тысячу FEU или две тысячи TEU, то он может за один раз транспортировать тысячу сорокафутовых или две тысячи двадцатифутовых контейнеров. В 2005 году был создан корабль с грузоподъемностью в 8 тысяч TEU.

Для нормального функционирования интермодальной системы доставки груза необходимо наличие информационной системы. С ее помощью осуществляется выполнение заказа по грузоперевозке. Такая система обеспечивает всей необходимой информацией, которая требуется для планирования, управления и контроля процесса транспортировки груза.

В наше время все большей популярностью пользуются системы электронного обмена данными. Их степень внедрения определяет уровень конкурентоспособности на рынке предоставления транспортных услуг. Эффективность функционирования интермодальной системы доставки грузов во многом зависит от формы ее организации. С помощью контейнеров невозможно перевозить негабаритный груз.